Работа отдела потребительского рынка, курирующего, в том числе и вопросы защиты прав потребителей, в 2002 году проводилась в соответствии с планом работы на квартал, разработанным отделом и в соответствии с планом мероприятий по защите прав потребителей, утвержденным постановлением Главы города N 408 от 15.05.2002.
Подготовлены и проведены заседания координационного совета по защите прав потребителей, на которых были рассмотрены вопросы:
- “О проекте плана мероприятий по защите прав потребителей города на 2002-2003 годы”;
- “О необходимости согласованной работы отдела потребительского рынка с земельным и архитектурным комитетами”;
- " О торговле не пастеризованным молоком на улицах города";
- " Об условиях работы водителей маршрутных такси и качестве предоставляемых услуг";
- "О подготовке и проведении мероприятий посвященных Всемирному дню потребителей" и др.
В рамках проведения месячника посвященного Всемирному дню потребителей (15 марта) проведены:
- Прямая линия совместно с редакцией “Ивановской
газеты”;
- Прием в общественной приемной газеты “Рабочий Край”;
- Пресс-конференция, посвященная всемирному дню потребителей;
- Подготовлена информация о работе отдела потребительского рынка для средств
массовой информации.
Всего за 2002 год на личном приеме принято по вопросам защиты прав потребителей и бытового обслуживания населения 1054 человека в т.ч.:
по вопросам торговли- 564
по коммунальным вопросам - 178
по вопросам бытового обслуживания - 205
по другим вопросам, подпадающим под действие законодательства по защите прав потребителей - 107человек (Приложение 2) .
Одной из форм работы по контролю за соблюдением законодательства по защите прав потребителей это проведение проверок как плановых, так и по жалобам потребителей. За указанный период было проверено 97 предприятий и частных предпринимателей, в том числе совместно с правоохранительными органами (4), налоговой инспекцией (2), центром санэпиднадзора (5), Ивановским территориальным управлением по антимонопольной политике (12) и государственной инспекцией по карантину растений по Ивановской области (7). Проверке подвергались предприятия самых различных сфер деятельности.
В целях пропаганды потребительских знаний среди жителей города подготовлено и проведено 22 передач на областном радио в программе “Потребитель”, опубликовано более 20 информационных материалов в городских и областных газетах по мотивам обращений потребителей с разъяснением их действий в различных ситуациях.
Наметилась устойчивая тенденция роста числа обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей по сравнению с 2000 годом и это с учетом того, что во многих крупных торговых центрах есть свои службы по защите прав потребителей. (Приложение 1). Причинами этого роста я считаю:
- является повысившийся уровень
грамотности потребителей, их требовательность к качеству товаров и услуг,
предлагаемых на потребительском рынке, что, по-видимому, еще не всеми
предпринимателями и руководителями организаций учитывается;
- большое количество некачественных товаров и услуг на потребительском
рынке;
- нарушение предприятиями и частными предпринимателями Закона РФ "О
защите прав потребителей" (статьи 4, 8, 9, 10, 18, 19, 20, 21, 22, 25);
- отсутствие единой программы по принятию действенных мер к нарушителям.
Существующая практика наложения штрафов не способствует снижению числа
нарушений;
- отсутствие в администрации города структурного подразделения занимающегося
вопросами защиты прав потребителей, на необходимость создания, которого
указывается в Государственном докладе Министерства Российской Федерации
по Антимонопольной политике и поддержке предпринимательства "Защита
прав потребителей в Российской Федерации в 2001 году". Наличие такого
отдела позволило бы более оперативно решать проблемные вопросы потребительского
рынка.
Реалии сегодняшнего дня однозначно показали эффективность законодательства в вопросах защиты прав потребителей и действенность работы отдела потребительского рынка администрации города в решении данных вопросов. Подтверждением является тот факт, что из 303 поданных потребителями претензий, только 36 дошли до судебного разбирательства. То, что только 11,8% от всех обращений нашли свое продолжение в суде, говорит о том, что руководители предприятий и частные предприниматели стали считаться с Законом “О защите прав потребителей”, работают над повышением качества своей продукции и престижа предприятия на потребительском рынке товаров и услуг.
При общем росте числа обращений граждан наблюдается снижение числа составленных претензий и исковых заявлений, что говорит об эффективности пропагандисткой работы проводимой специалистами отдела в средствах массовой информации.
Классифицируя обращения граждан можно сделать однозначный вывод о том, что продолжает оставаться высоким число обращений по вопросам торговли - 53,5%. от общего числа обращений. Приложение 3.
Основное число обращений по торговле составляют замечания граждан в отношении качества промышленных товаров и сложнобытовой техники, купленных в стационарных объектах (90,1%). Снижение численности обращений на качество товаров приобретенных на рынках города, таких как ТЦ "Полет", ТЦ "Пассаж", "Русь" говорит о проводимой работе администрациями данных предприятий по разрешению конфликтных ситуаций на местах.
29,6% всех обращений составляют вопросы бытового обслуживания населения и другие услуги такие, как медицина, транспорт, связь, образование, туристические и др.
16,8% составляют обращения по коммунальным вопросам, что говорит о некотором снижении числа обращений.
В процессе рассмотрения обращений граждан, им была оказана помощь в составлении 303 претензий и подготовке 36 исковых заявлений в суды различных инстанций в защиту прав потребителей.
В результате проведенной работы потребителям было возвращено более 200 тысяч рублей незаконно удерживаемых финансовых средств различными хозяйствующими субъектами.
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.