Цель
проекта - создание и дальнейшее развитие системы полевой молодежной работы
с подростками по месту жительства. Это позволит обеспечить лучшую социальную
вовлеченность молодых людей, социальную адаптацию подростков, формировать
активную жизненную позицию среди молодежи, приобретать позитивные жизненные
цели, популяризировать здоровый образ жизни среди молодежи.
Для достижения вышеназванной цели проектом предусматривалось решение следующих
основных задач:
· Изучение английских методик работы с молодежью, их адаптация для применения
на территории города Иванова и распространения этого опыта в других регионах;
· разработка программы обучения методам полевой работы с подростками по
месту жительства;
· обучение персонала для полевой работы с молодежью;
· организация работы с подростками на улицах города;
· создание и обеспечение условий для реализации позитивных молодежных
инициатив;
· разработка и реализация трех пилотных проектов с подростками, в результате
реализации которых 50 молодых людей будут вовлечены в общественную жизнь;
· привлечение внимания общественности к проблемам молодежи.
Деятельность по проекту
Данный проект имел несколько основных этапов:
1. Обучение в Великобритании четырех специалистов из города Иванова с
февраля по май 2002 года. Эти специалисты получили полный набор практических
и теоретических знаний о полевой работе таким образом, чтобы самим проводить
обучение по возвращении в Иваново.
2. В период с мая по октябрь 2002 года - создание совместно с преподавателями
ИвГУ технологии применения в условиях города Иванова Стаффордширского
опыта работы с молодежью (разработка и адаптация к Российским условиям
учебно-методического материала по подготовке полевых молодежных работников,
включающий в себя набор теоретических знаний и формирование навыков полевой
работы, необходимых для эффективной работы команды на улице, включая правила,
необходимые для обеспечения безопасности работника, а также практических
навыков уличной работы).
3. В период с июля по сентябрь 2002 года - формирование группы из 40 человек
для обучения методам полевой работы с молодежью. Это один из главных этапов
проекта. Грамотный подбор кадров для работы с подростками - это половина
успеха. При определении группы волонтеров мы руководствовались следующими
принципами:
а) психологическое тестирование определяющее готовность и желание работать
с подростками, выявление нежелательных для этого психологических качеств
кандидата;
б) набор группы из
- числа профессиональных педагогов, имеющих практический опыт в работе
с подростками;
- из числа студентов профильных факультетов вузов;
- из представителей общественных молодежных организаций, желающих вести
практическую работу с подростками;
в) набор группы разной по возрастному признаку;
г) определение в группу с учетом персональных качеств кандидата, необходимых
для “работы на улице”. Среди них коммуникабельность, искренняя заинтересованность
проблемами молодых людей, знание молодежной субкультуры, отсутствие предубеждений,
демократичность, социально-политическая грамотность, честность, способность
к анализу.
4. Проведение 12-ти шагового обучения базовым методикам работы ( сентябрь
-ноябрь 2002 года) для чего обучаемая группа была разделена на две подгруппы,
в каждой из которых шло параллельное обучение. Обучение продолжалось около
3-х месяцев, содержало 12 сессий, из них 2- практические занятия на улицах
города и 4 сессии были выездными. Обучение проводилось в точном соответствии
с учебным планом.
5. Была разработана подпрограмма "Проект по организации полевой работы
с подростками в г.Иваново на 2003-2005 гг.", Данный проект направлен
на организацию работы с детьми и подростками по месту жительства посредством
внедрения опыта полевой работы (работа с подростками на улице, выездная
работа и работа, основанная на базе молодежных центров), призван способствовать
социальной адаптации, формированию активной жизненной позиции, приобретению
позитивных жизненных целей, призван способствовать популяризации здорового
образа жизни среди молодежи;
6. Определения группы молодежных работников, которые непосредственно приступили
к практической полевой работе (ноябрь 2002 года). Из 40 приступивших к
занятиям по программе успешно завершили курс и приступили к практической
деятельности 31 человек.
Одна из главных проблем при реализации проекта - обеспечение безопасности
молодежных полевых работников. При планировании полевой работы были предприняты
определенные шаги, чтобы защитить работников и снизить риски. Среди них
обеспечение каждого полевого молодежного работника: удостоверением молодежного
работника администрации города, телефонной карточкой, проездным билетом,
фонариком, свистком, аптечкой первой медицинской помощи, сумкой, медицинской
страховкой, необходимыми канцелярскими принадлежностями, необходимыми
контактными телефонами. О их работе были проинформированы территориальные
органы милиции.
Все полевые молодежные работники были разделены на 5 групп и каждой группе
был определен свой территориальный округ. Методики работы с подростками
решено было апробировать не в центре города, а ближе к его окраинам.
В каждой подгруппе был назначен линейный менеджер, в обязанности которого
входит координация полевой работы, ответственность за правильное и надлежащее
оформление соответствующей отчетной и текущей документации, помощь работникам
в разработке пилотных проектов. Кроме того, из числа молодежных работников
был назначен главный менеджер в обязанности которого входила координация
всей полевой работы в городе, защита пилотных проектов в комитете по делам
молодежи администрации города и организация помощи в их реализации. Выбор
менеджеров проходил исходя из мнения группы полевых работников и оценочного
мнения тренеров (руководства проекта) по итогам тренинга, после учета
личных качеств, проявленных в ходе обучения, лидерских способностей.
Важной составляющей, определяющей успех полевой работы, это координация
усилий различных организаций, участвующих в той или иной мере в реализации
данного вида работы. Для этой цели на первом этапе был определен перечень
организаций-партнеров, в который вошли:
- Комитет по делам молодежи администрации города,
- Управление образования администрации города,
- Отдел здравоохранения администрации города,
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Главе города,
- Областной наркологический диспансер,
- Управление внутренних дел,
- Школьный актив города (ШАГ)
- Общественные организации, осуществляющие свою работу в молодежной среде,
- Комитет по физической культуре и спорту администрации города
- Отдел культуры администрации города,
- Средства массовой информации города и др.
Были проведены два рабочих заседания с представителями данных организаций
с целью определения сфер взаимодействия при полевой молодежной работе.
В настоящее время молодежные работники установили рабочие отношения с
представителями вышеназванных структур и ведут конструктивную планомерную
работу.
Перед началом практической работы было определено, что работа будет ориентирована
на социально незащищенную группу молодых людей в возрасте от 11 до 19
лет. Приоритет решено было отдавать возрастной группе от 11 до 15 лет.
Для обеспечения безопасной наработки опыта молодежными работниками и достаточно
эффективной апробации методик полевой работы было решено не направлять
полевую работу на социально опасные и активные группировки подростков.
7. Этап практической работы (ноябрь 2002 года - июнь 2003 года). В рамках
программы молодёжными работниками, прошедшими обучение, было реализовано
8 пилотных проектов с подростками в разных районах г. Иванова. Главное,
чем руководствовались молодёжные работники при реализации пилотных проектов,
это возможностью вовлечения подростков в активные формы общественной деятельности.
Около 200 подростков были вовлечены в общественную жизнь и тем самым,
отвлечены от влияния улицы.
8. Завершающим этапом проекта стало проведение первой международной научно-практической
конференции "Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью и
пожилыми людьми". Девяносто двум участникам конференции из четырех зарубежных
стран (Великобритания, Украина, Молдова, Беларусь) и десяти регионов России
были представлены первые результаты полевой работы на территории города
Иванова.
Достижения и результаты
1. Адаптирована к Российским условиям программа
обучения молодежных работников работе с подростками по месту жительства.
2. Тридцать один молодежный работник прошёл базовый курс обучения работе
с подростками по месту жительства.
3. Получен первоначальный опыт обучения молодежных работников работе с
подростками по месту жительства.
4. Разработан "Проект по организации "полевой" работы с подростками в
г.Иваново на 2003-2005гг", который позволит придать проекту статус постоянно
действующего.
5. Принята резолюция конференции (прилагается).
Выводы и рекомендации
В результате работы в рамках проекта участники
пришли к выводу, что подобные международные программы по обмену опытом
необходимы и обоюдно полезны для обеих сторон-партнеров, т.к. совместная
деятельность дает возможность не только обозначить ту или иную существующую
проблему, но и найти наиболее эффективные пути ее разрешения. С другой
стороны у партнеров появляется превосходная возможность лучше узнать ценностные
и культурные основы, пути развития, а также понять общечеловеческие принципы
и мировоззрение народов стран-участниц, что ведет к взаимопониманию, сближению
и возможности эффективного преодоления трудностей совместными усилиями.
Опыт, полученный в процессе реализации проекта, необходимо распространять
путем проведения всевозможных конференций, а также организации обучающих
тренингов для районов и областей России.
Внедрение опыта графства Стаффордшир по работе с подростками по месту
жительства поможет изменить ранее существовавшую практику работы с подростками
и позволит обеспечить высокий уровень социализации молодых людей, снижение
уровня появлений асоциального поведения путем повышения участия молодежи
в процессе принятия решений.
Заместитель Главы города Иванова
Руководитель проекта
"Обучение полевых работников
в городе Иванове" Г.Година
Председатель комитета
По делам молодежи
администрации г.Иванова
Менеджер проекта
"Обучение полевых работников
в городе Иванове" Е.Охотникова
Резюме
Основной целью реализации данного проекта является дальнейшее развитие
системы социального обслуживания города Иванова, результатом которого
будет являться качественно новый уход за пожилыми и престарелыми людьми
и, как следствие, поддержание их независимости и продление долголетия.
Основная задача англо-российского проекта "Обучение уходу за престарелыми
в городе Иванове" - изучение английской системы профессионального
обучения кадров в сфере социального обслуживания, адаптация и внедрение
данной системы в Учреждения социального обслуживания города Иванова и
распространение полученного опыта среди регионов России.
Обучение в английском графстве Стаффордшир с февраля по май 2002 года,
дало возможность трем специалистам системы социального обслуживания г.
Иванова собрать информацию, необходимую для достижения основной задачи
проекта. По окончании визита группа специалистов продолжила работу уже
на территории России. Основным результатом данной деятельности с 1.05.2002
г. по 1.11.2002 г. явилась систематизация полученной информации, ее адаптация
к Российским условиям и начало практического применения полученного опыта
на базе Муниципального Учреждения "Территориальный Центр социального
обслуживания г. Иванова" (далее по тексту ТЦСО).
Деятельность по проекту
За отчетный период в рамках проекта была разработана
"Программа профессионального обучения в сфере социального обслуживания
города Иванова". В программе определены долгосрочные, среднесрочные
и краткосрочные цели, а также задачи, которые необходимо решить для успешного
достижения поставленных целей. К основным задачам программы относится
работа по двум направлениям:
1. Адаптация и внедрение системы обучения уходу за престарелыми на базе
ТЦСО г. Иванова.
2. Внедрение новых форм и методов работы в уже существующие отделения
социального обслуживания пенсионеров, а так же деятельность по созданию
новых структурных подразделений ТЦСО г. Иванова.
1. Для внедрения системы обучения уходу за престарелыми на базе ТЦСО г.
Иванова был выполнен следующий объем работы:
1.1. Разработаны и проведены курсы теоретических занятий для кандидатов
2, 3 и 4 уровней обучения по следующим дисциплинам:
Уровень обучения |
N |
Наименование занятия |
Уровень
2 - базовый уход |
123 |
Введение в программу обучения Ознакомление с системой социального обслуживания в Англии Права и обязанности |
4 |
Установление эффективных способов общения | |
5 |
Защита клиентов и сотрудников от агрессии | |
6 |
Получение, хранение и передача информации | |
7 |
Помощь клиенту в принятии пищи | |
8 |
Создание клиенту условий для полного физического | |
комфорта при передвижении | ||
9 |
Личная гигиена и внешний вид | |
10 |
Предоставление клиенту доступа к туалету | |
11 |
Первая доврачебная помощь | |
12 |
Контроль, безопасность и охрана труда в пределах | |
рабочего пространства | ||
Уровень 3
- поддержаниенезависимости клиентов(в дополнение к занятиямпо уровню
2) |
13 |
Общая оценка риска здоровья и безопасности |
14 |
Уход за людьми с проблемами памяти | |
15 |
Планирование индивидуального ухода за клиентами | |
15-1 |
Обучение персонала (упрощенная версия) | |
15-2 |
Оценка персонала (упрощенная версия) | |
Уровень менеджмента
-управление уходом(в дополнение к занятиямпо уровням 2 и 3) |
16 |
Основы управления персоналом |
17 |
Обучение персонала | |
18 |
Оценка персонала | |
19 |
Мотивация | |
20 |
Методы принятия решений | |
21 |
Управление временем | |
22 |
Ценностная основа социального обслуживания |
1.2 Выработаны принципы профессионального
обучения в сфере социального обслуживания.
1.3 Переведены с английского языка, адаптированы к системе социального
обслуживания г. Иванова и согласованы с руководством ТЦСО и Управлением
социальной защиты населения администрации г. Иванова стандарты профессиональной
квалификации по уходу за пожилыми и престарелыми.
1.4 Переведены фундаментальные модули по обучению уходу за престарелыми,
которые представляют из себя важный учебный материал для изучения кандидатами
2 и 3 уровней обучения.
1.5 Разработаны "Формы оценки деятельности кандидатов на рабочем
месте".
1.6 Разработаны методы оценки и "Формы оценки теоретических знаний
кандидатов", которые приведены в кратком описании теоретических занятий.
Разработана инструкция по проведению наставником оценки деятельности кандидата
на рабочем месте.
1.7 Разработан ряд информационных буклетов, а также доработаны и созданы
вновь инструкции, необходимые для работы сотрудников ТЦСО:
- "Агрессия: действия сотрудников в экстремальных ситуациях"
- "Действия сотрудников при оказании первой медицинской помощи"-
информационный буклет "МУ "Территориальный Центр социального
обслуживания г. Иванова""
- "Шесть правил, соблюдая которые Вы обретете уважение коллег и клиентов
на работе, а также всех, окружающих Вас людей"
- "Заповеди социального работника"
- "Этические нормы социального работника по отношению к коллегам"
- "Правила хранения медикаментов"
- "Правила санитарного содержания помещений".
1.8. Разработаны информационные буклеты для клиентов Центра:
- "Добро пожаловать в ОТДЕЛЕНИЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ N1!"
- "Правила поведения граждан при обслуживании на дому"
- "Правила внутреннего распорядка в ОТДЕЛЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ".
1.9. Разработан кодекс "Ценностные основы социального обслуживания".
1.10. В соответствии с программой "Обучение уходу за престарелыми
в г. Иванове" были сформированы и прошли обучение группы кандидатов
в количестве: 2 уровень - 14 человек; 3 уровень - 8 человек; 4 уровень
- 6 человек.
2 Для внедрения новых форм и методов работы в отделениях социального обслуживания
был выполнен следующий объем работы:
2.1. Разработаны должностные обязанности специалиста по оценке потребностей
пожилых людей в социальном обслуживании.
2.2. Разработана форма оценки потребностей пожилых людей в социальном
обслуживании.
2.3. В соответствии с данной формой проведена оценка потребностей в социальном
обслуживании 2100 клиентов. Анализ результатов показал, что большинство
клиентов нуждается в углубленном уходе, который может быть обеспечен клиентам,
лишь при условии коренных изменений структуры отделения временного проживания
и обслуживания на дому и при наличии специально обученного персонала.
2.4. Разработана модель углубленного социального обслуживания пожилых
людей, включающая три вида социальных услуг на базе одного полустационарного
отделения социального обслуживания с учетом новых форм и методов обслуживания
престарелых граждан:
- бессрочное дневное пребывание (с 16.06.2003 принято на обслуживание
3 клиента),
- периодическое дневное пребывание - для различных групп клиентов продолжительностью
один месяц (открыто с 01.10.2002 на 20 мест),
- временное проживание (открыто с декабря 2001 на 20 мест). Предоставление
услуг в данном отделении осуществляется в соответствии с планами индивидуального
ухода за клиентами.
2.5. С целью развития и углубления системы профессиональной подготовки
и переподготовки кадров на базе ТЦСО г. Иванова создана Организационно-методическая
служба в составе ТЦСО. Руководство данным отделением возложено на непосредственного
участника проекта, прошедшего стажировку в Англии, в состав сотрудников
вошли два специалиста по социальной работе, выпускницы Ивановского Государственного
Университета по специальности "Социальная работа".
2.6. Разработана форма дела клиента, находящегося на обслуживании.
2.7. На базе Отделения дневного пребывания N 1 внедрено вариативное меню.
2.8. Оборудована и функционирует комната психологической разгрузки в комплексном
отделении социального обслуживания.
2.9. Разработаны новые инструкции по технике безопасности для сотрудников
ТЦСО.
2.10. Снят обучающий видеофильм "Помощь при передвижении. Оказание
доврачебной помощи".
2.11. Всеми участниками проекта осуществлена работа по подготовке и проведению
первой международной научно-практической конференции "НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ И ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ", состоявшейся
23-25 июня 2003 года.
2.12. Организационно-методическая служба в составе ТЦСО разработала перспективный
план обучения всех сотрудников учреждения сроком на 5 лет.
Достижения и результаты
С 13.08.2002г. по 10.10.2002 г.
группы кандидатов каждого уровня в соответствии с графиком прослушали
теоретический курс.
По прохождении полного курса теоретических дисциплин кандидаты заполнили
специальные "Формы обратной связи", дальнейший анализ которых
показал полную заинтересованность сотрудников ТЦСО в обучении.
Следующим этапом явилось изучение учебного материала, изложенного в фундаментальных
Модулях.
С 14.10.02 по 1.04.2005 проведена работа по оценке деятельности кандидатов
каждого уровня обучения непосредственно на рабочем месте. Для этого за
каждым обучаемым был закреплен наставник. Наставники работали со своими
кандидатами, следуя инструкции, что дало возможность проведения оценки
данной деятельности более точно и в полном объеме.
С 15.10.2002г. по 29.10 2002г. английскими экспертами была проведена оценка
деятельности российских коллег в рамках проекта. По рекомендации английских
специалистов сроки обучения первой экспериментальной группы кандидатов
были продлены до 1 апреля 2003 года в связи с необходимостью усвоения
большего количества учебного материала, используемого в процессе обучения,
чем это было определено проектом.
Анализ первых результатов обучения сотрудников ТЦСО определил необходимость
создания нового методического отделения, сотрудники которого будут осуществлять
работу по организации, проведению и контролю процесса обучения персонала
в данном Учреждении социального обслуживания, что позволит в дальнейшем
провести обучение для всех сотрудников ТЦСО, обучение вновь принимаемых
сотрудников и регулярное повышение их профессиональной квалификации.
Итак, важнейшим результатом реализации совместного англороссийского проекта
"Обучение уходу за престарелыми в городе Иванове" в рамках программы
"Партнерства в сфере здравоохранения и социальной помощи" явилась
разработка системы профессионального обучения персонала в муниципальном
учреждении "Территориальный центр социального обслуживания города
Иванова", включающая в себя комплекс учебно-методических материалов,
преподавателей, материальную базу для проведения обучения, базу для получения
практических навыков. И что можно считать основой всей работы - определенную
идеологию обучения, в соответствии с которой были выбраны обучающие технологии
и формы контроля усвоения учебных материалов.
Завершающим этапом проекта стало проведение первой международной научно-практической
конференции "Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью
и пожилыми людьми", состоявшейся 23-25 июня 2003 года. Семидесяти
четырем участникам конференции из зарубежных стран (Великобритания, Украина,
Беларусь, Молдова) и десяти регионов России были представлены первые результаты
работы с престарелыми на территории города Иванова.
Полученный опыт
Первый этап обучения группы кандидатов
дал огромные положительные результаты, так как позволил кандидатам овладеть
новой полезной информацией, а также навыками, необходимыми в их практической
деятельности, что незамедлительно отразилось на результатах их работы,
т.е. на качестве обслуживания престарелых. Стало очевидным, что профессиональное
обучение на рабочем месте просто необходимо для сотрудников системы социального
обслуживания, так как с одной стороны -дает возможность получения знаний,
навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности сотрудников,
с другой стороны - процесс обучения краткосрочен и максимально приближен
к рабочему месту.
Реализация данного проекта предоставила новые возможности для развития
ТЦСО г. Иванова. Начались изменения ранее существовавшей практики работы.
Полученный опыт, несомненно, может быть полезен сотрудникам всех учреждений
системы социального обслуживания населения г. Иванова и области. Организация
подготовки кадров и оценки их деятельности на рабочем месте, может быть
бы полезной также учреждениям сферы коммунально-бытового обслуживания
населения, предприятиям городского транспорта, учреждениям торговли и
другим учреждениям, относящимся к сфере обслуживания населения.
Выводы и рекомендации
В результате работы в рамках проекта
участники пришли к выводу, что подобные международные программы по обмену
опытом необходимы и обоюдно полезны для обеих сторон-партнеров, т.к. совместная
деятельность дает возможность не только обозначить ту или иную существующую
проблему, но и найти наиболее эффективные пути ее разрешения. С другой
стороны у партнеров появляется превосходная возможность лучше узнать ценностные
и культурные основы, пути развития, а также понять общечеловеческие принципы
и мировоззрение народов стран-участниц, что ведет к взаимопониманию, сближению
и возможности эффективного преодоления трудностей совместными усилиями.
Опыт, полученный в процессе реализации проекта, необходимо распространять
путем проведения всевозможных конференций, а также организации семинаров
для сотрудников системы социального обслуживания заинтересованных районов
и областей России.
Заместитель Главы города Иванова
Руководитель
"Обучение уходу за престарелыми в городе Иванове" Г.
Година
Начальник отдела субсидий
Управления социальной защиты населения
администрации г.Иванова
Менеджер проекта "Обучение уходу за
престарелыми в городе Иванове" Н. Косарева